Масла: портрет с близкого расстояния

30.01.2009 | Автор: | Рубрика: Ремонт

Одним из определяющих условий эксплуатационной надежности автомобиля является использование высококачественных моторных масел, которые реально улучшают работу двигателя. Можно сказать, что фирма Mobil абсолютно права, заявляя: «Моторное масло — главная деталь в вашем двигателе». Здесь позволительно пропустить название конкретного масла, так как на этом месте может стоять и другое, имеющее аналогичный уровень эксплуатационных свойств.

Современные моторные масла должны выполнять ряд функций, из которых основными являются: разделение движущихся деталей, охлаждение горячих поверхностей, смывание и удаление загрязнений, а также гарантированную защиту от коррозии.

Масло должно обеспечивать легкий пуск двигателя при низкой температуре — с одной стороны, и высокую прочность масляной пленки на горячих деталях — с другой. Наличие такой пленки и определяет, в основном, противоизносные свойства, а там, где пленка рвется, вступают в действие антизадирные присадки.

Моющие свойства определяют способность поддерживать чистоту поршней, картера, маслопроводов и фильтров за счет удержания в масле в виде мельчайших частиц нерастворимых веществ, без отложен их на деталях двигателя.

Антикоррозионные свойства — позволяют защитить детали от химических воздействий за счет щелочности масла, особенно при работе на топливах с повышенным содержанием серы. С щелочностью также связана и сопротивляемость окислению самого моторного масла, то есть сохранение его свойств в период между сменами.

По уровню эксплуатационных свойств моторные масла делятся на группы, которые обозначаются буквами алфавита — чем дальше стоит буква от начала алфавита, тем выше качество масла.

По ГОСТу марки отечественных моторных масел начинаются с буквы М, (что значит «моторное», а не код группы!) за которой указывается величина вязкости (для всесезонных масел — двойное обозначение, разделенное знаком дроби); и завершается буквенным обозначением группы (Б, В, Г, Д) с индексом 1 — для бензиновых или 2 — для дизельных двигателей.

Зарубежные производители автомобилей в инструкции по эксплуатации указывают необходимый для данной модели уровень качества моторного масла по классификации API SERVICE и вязкость по системе SAE (Обществ Инженеров Транспортной Техники).

Американский Нефтяной Институт (API), входящий в систему стандартизации США, проводит в лабораториях и на моторных стендах института комплексные испытания на соответствие свойств данного масла эксплуатационным требованиям, предъявляемым очередным поколением двигателей. Поэтому группа эксплуатационных свойств моторного масла по API SERVICE, обозначаемая буквами латинского алфавита, обычно относится к моделям автомобилей, выпуск которых начался с такого-то года. Принцип обозначения тот же, что и в ГОСТе — чем дальше буква от начала алфавита, тем для более совершенных и, как правило, форсированных двигателей пригодно это масло. Прошедшее все испытания масло маркируется символом в виде круглого штампа, в верхней части которого помещены коды API SERVICE, а в центре указана вязкость по SAE. Такой штамп на фирменной упаковке — гарант качества продукции.

Коды классификации API SERVICE указываются также на упаковке отдельной строкой и начинаются с букв «S» и «С»: «S» — для бензиновых двигателей, а «С» — для дизельных.

Ведущие фирмы выпускают моторные масла следующих групп по API SERVICE: SG, SH и для моделей 1997 года, SJ, а также: CF, CF-2, CF-4, CG-4 и, для моделей будущего года, СН-4.

Универсальные масла, пригодные для обоих типов двигателей, обозначаются через дробь, например: API SERVICE SJ/CF или API SERVICE CG-4/SJ.

Далее в коде через знак «/» может также стоять обозначение ЕС-II, чему соответствует надпись «energy conserving — II» («энергосберегающие») в нижней половине символа apI. Масла, обладающие высокими антифрикционными свойствами обеспечивают экономию топлива за счет снижения трения в самом двигателе. Энергосберегающие масла обычно содержат присадки-модификаторы трения и имеют относительно низкую вязкость.

Кроме того, на фирменной упаковке может присутствовать значок в виде «солнца», сопровождающийся надписью — ILSAC GF-1 или GF-2, обозначающий допуск международного комитета по смазочным материалам. Может быть указано соответствие европейским (АСЕА) и японским (JASO) стандартам, а также дополнительным ужесточенным требованиям некоторых производителей автомобилей — Mack, GM, Volvo, MB, VW.

Высококачественные масла последних поколений реально улучшают работу двигателя и способны успешно заменить все ранее производившиеся группы масел, применяющиеся в более старых автомобилях. Но ни в коем случае нельзя поступать наоборот — например, использовать в «Ладе» моторное масло группы ниже, чем SE, которой соответствует отечественное масло М-5з/10-Г1, указанное в документации автомобиля. Впрочем, в последнее время ВАЗ требует в период гарантийного пробега применения моторного масла группы SF и выше.

Другой важнейшей характеристикой моторного масла являются вязкостно-температурные свойства. Как уже указывалось выше, масло должно обеспечивать легкий пуск двигателя при низкой температуре и высокую прочность масляной пленки на горячих деталях. Для этого применяют всесезонные масла, изготавливаемые из базовых масел низкой вязкости путем введения в них загущающих присадок. Такие присадки-полимеры мало изменяют вязкость масла при низкой температуре, но значительно повышают ее при высокой (около 100 град. С). Поэтому всесезонные масла, имеющие низкую температуру застывания, легко текут к маслонасосу и хорошо прокачиваются, обеспечивая легкий «холодный» пуск двигателя. А затем, попадая на горячие детали цилиндро-поршневой группы, обеспечивают хорошее уплотнение сопряженных деталей и высокую несущую способность масляной пленки.

Всесезонные масла имеют двойное обозначение вязкости, разделенное дефисом в классификации SAE, что аналогично знаку дроби («/») принятому по ГОСТ. По ГОСТу величина «холодной» вязкости с индексом «з» стоит в числителе (вязкость измеряется в сантистоксах при температуре — 18 град. С), а в знаменателе (на втором месте по SAE) указана «горячая» вязкость при 100 град. С.

В системе SAE моторные масла по вязкости разделены на классы, которые маркируются цифрами кратными 5, от 0 до 60. Буква «W» после числа указывает на пригодность к эксплуатации в зимних условиях.

Минеральное или синтетическое
Современные технологии производства вдохнули вторую жизнь в минеральные масла, которые сегодня принципиально отличаются от своих прародителей 50-х годов.

Например, новое минеральное масло компании Marly 15W40 Turbo Diesel имеет характеристики синтетических масел! Судите сами: это API CF/SJ, ACEA B3 и B4-98/E3-96, часть II — наивысшие на сегодня стандарты качества! Означает ли это, что современные минеральные или так называемые гидрокрекинговые, МС-синтеза и т. д. масла могут полностью заменить собою синтетические?

Конечно же, нет. Лабораторные исследования ведущих производителей — таких, как Lubrizol, Castrol, Ethyl — показывают, что даже будучи модифицированными, эти современные UHVI, EHVI и прочие высокоиндексные базовые масла обладают всеми типичными недостатками минеральных базовых масел.

Минеральная база, даже на основе гидрокрекинг-технологии (Shell, BP, Тitan, Neste и др.) имеет более чем вдвое низшую температуру застывания, на всю 100% сгорает при высоких температурах (для сравнения: РАО — лишь на 20%).

Кроме того, при производстве синтетических масел компании Mobil, Castrol, Marly и некоторые другие применяют так называемую эстеровую базу. Эстеры — это сложные эфиры. Они значительно улучшают антифрикционные и антиизносные свойства синтетических масел, т. к. способны “прилипать” к металлу, поддерживая уровень смазки даже в момент запуска. Конечно же, эстеры очень дороги, их количество в масле весьма невелико (обычно 3-5%) и применяются они лишь в самых совершенных продуктах, обычно составляющих вершину товарного ряда компаний-лидеров. Некоторые из производителей выпустили уникальные сорта синтетических масел, содержащих более 20% эстеров — например, Visco 7000 компании British Petroleum или Black Gold Bio Carat компании Marly. Такие масла еще называют Biodegradble — т. е. биоразлагаемые, т. к. эстеры являются экологически чистыми продуктами и легко утилизируются. Наибольший процент эстеров — более 65% — содержится в синтетическом масле Bio Carat 5W40 компании Marly. Что же еще дает такое высокое содержание эстеров? Во-первых, эти эфиры имеют высочайший индекс вязкости — 200 ед. против 165 ед. у РАО (полиальфаолефинов) — традиционного синтетического сырья. Это позволило бельгийцам уменьшить применение искусственных полимеров-загустителей, повышающих индекс вязкости — как у традиционных марок масел — и получить огромный, недостижимый для других аналогичных марок (5W40) индекс вязкости — 197 ед. Это придало уникальные свойства Bio Carat. Масло мгновенно смазывает двигатель при запуске, практически не уступая маслам 0W40, при этом эстеровая основа не стекает в картер, как обычное масло. Высокие расклинивающие свойства эстеров резко снижают износ двигателя. Лаборатория BMW зафиксировала на 3% большую мощность двигателя, работающего на Marly Bio Carat, по сравнению с лучшими аналогами класса 5W40. А для автоспорта 3% означают дополнительные 15-20 секунд, которые порой решают судьбу заезда. Это основная причина любви европейских гонщиков к Marly Bio Carat.

Итак, что же выбрать потребителю? На практическом аспекте этой проблемы мы остановимся в следующей публикации.

Материал подготовлен спец. комиссией “И.К.С.” и Marly

Материал любезно предоставлен
Тюнинг-центром «12 Вольт» г.Томск.

Автор:

Количество статей, опубликованных автором: 110. Дополнительная информация об авторе появится вскоре.

Добавить комментарий

      Rambler's Top100